Новости и события
Страницы истории. Московская Духовная академия в лицах: Феофилакт, архиепископ Тверской и Кашинский (Лопатинский)
- 29 января, 2025
- Сообщение от: admin
- Категория: Новости

Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) принадлежит к числу тех замечательных людей, которыми так богато было царствование Петра Великого. Имя священника золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви. По мнению современных исследователей, рукописный курс логики архимандрита Феофилакта (Лопатинского) явился итогом формирования русского логического знания XVII века. Архимандриту Феофилакту принадлежит еще довольно внушительный ряд богословских, исторических, полемических и литературных сочинений. Исследователи, тщательно анализировавшие наследие архиепископа Феофилакта (Лопатинского), пришли к выводу, что именно этот ученый муж заложил основы профессионального философского образования в Славяно-греко-латинской академии, которая позднее была преобразована в Московскую духовную академию.
Будущий архиепископ Тверской Феофилакт родился на Волыни в 1670 году, Проходил обучение в Киево-Могилянской коллегии, позднее в Коллегии святого Афанасия в Риме. Монашеский постриг принял, вернувшись вновь в Киево-Могилянскую коллегию, и был некоторое время ее наставником.
В 1704 году иеромонаха Феофилакта пригласили в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он работал преподавателем богословия, а также читал лекции по философии. С 1706 по 1708 годы являлся префектом академии. С 1708 по 1722 годы — ректором Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря. С 1722 года служил советником Святейшего Синода и архимандритом Московского Чудова монастыря. 24 февраля 1723 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, а в марте 1725 года возведён в сан архиепископа. Летом 1725 года был назначен архиепископом Псковским. В июле 1726 года переведён на Рязанскую кафедру. В октябре 1726 года, по личной двукратной просьбе, был возвращён императрицей Екатериной I на Тверскую кафедру. С 1723 года был назначен вторым вице-президентом Святейшего Синода.
При Петре I, в начале XVIII века, в епископате образовались две противоборствующие группировки, условно возглавляемые, соответственно, Псковским (затем Новгородским) преосвященным Феофаном (Прокоповичем) и Патриаршим Местоблюстителем Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским). Первого обвиняли в протестантизме, второго – в «латинствовании», но в тот период «прогрессивным» течением считалось направление Прокоповича, в то время как Яворского и его сторонников клеймили как «реакционных церковников».
Преосвященный Феофилакт поддерживал митрополита Стефана Яворского и не сочувствовал пропротестантскому направлению своего однокурсника по Киевской академии Феофана Прокоповича, против трактата которого – «Об иге неудобоносимом» — он выступил с опровержением «Иго Господне благо и бремя его легко». В его критике была усмотрена политическая неблагонадежность, и в 1735 году архиепископа Феофилакта вызвали в Петербург, обвинили «в злоумышленных, непристойных и продерзостных рассуждениях и нареканиях» и в 1738 году присудили к лишению архиерейства, монашества и заключению в выборгском замке.
31 декабря 1740 года по повелению Анны Леопольдовны Феофилакт был освобождён из крепости и восстановлен в прежнем сане. После таких страданий и лишении знаков архиерейского сана, преосвященный Феофилакт снова принял их с почтением от Святейшего Синода. Преосвященный Амвросий, архиепископ Новгородский, со слезами участия снова возложил на преосвященного Феофилакта знаки монашеского и архиерейского чина. Через несколько месяцев, 6 мая 1741 года, священник скончался и 8 мая 1741 года был погребён в Александро-Невском монастыре.
Известно, что Пётр I указом от 14 ноября 1712 года повелел предпринять ревизию текста Библии путём сличения как с Септуагинтой, так и с Вульгатой, причём для исправления Ветхого Завета за основу надлежало брать Септуагинту. Эта работа была поручена ректору Московской Славяно-греко-латинской академии архимандриту Феофилакту (Лопатинскому) под наблюдением патриаршего местоблюстителя митрополита Стефана (Яворского).
Архимандрит Феофилакт начал с Ветхого Завета, используя также Вульгату и еврейский текст, и в 1724 году доложил императору о выполнении поручения. К сожалению, в связи со смертью Петра I в 1725 году работы по подготовке издания прекратились. В 1735 году архиепископ Феофан (Прокопович) представил Святейшему Синоду критический доклад о труде архимандрита Феофилакта и добился проверки исправленного текста. Эта работа была поручена архимандриту Амвросию (Юшкевичу), а после назначения его на Вологодскую кафедру – архимандриту Стефану (Калиновскому). Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть. В результате, он рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта и с перечнем внесённых им изменений. Синод согласился с этим предложением, которое 6 сентября 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. 18 декабря 1751 года, так называемая, Елизаветинская Библия вышла из печати. До конца синодального периода Елизаветинская Библия оставалась в употреблении в Русской Православной Церкви без изменений.
Архимандриту Феофилакту принадлежит довольно внушительный ряд богословских, исторических, полемических и литературных сочинений. Священник обладал знанием многих языков: из древних свободно владел латинским, греческим, древнееврейским, сирийским, из новых- польским, французским, немецким, итальянским. Полная библиотека священника насчитывала около 3,5 тысяч томов и не имела аналогов среди русских книгохранилищ первой четверти XVIII века.
По мнению современных исследователей, рукописный курс логики архимандрита Феофилакта (Лопатинского) явился итогом формирования русского логического знания XVII века. Небезынтересна и нравственная оценка его научной работы. Как писал В.В. Зеньковский, считавший Феофилакта (Лопатинского) своеобразным борцом за независимость идей, «первое заявление о свободе мысли, о внутренней силе, присущей мысли, исходит о московского ученого XVIII века Феофилакта Лопатинского». В том же направлении мыслил и протоиерей Георгий Флоровский: «Когда основывается под Москвой духовная академия и создается центр богословского и философского просвещения, Москва постепенно начинает освобождаться от южнорусского влияния и находит свой путь».
Однако более важным для оценки значимости научного творчества преосвященного Феофилакта явилось содержание составленных им лекций, прежде всего по философии и логике. На основании их анализа современный исследователь А.В. Панибратцев признал таковые первым в России настоящим философским курсом, успешно прочитанным в академии и усвоенным слушателями.
Именно из него возникает традиция профессионального преподавания философии, не прерывающаяся до настоящего времени. Конечно, честь первопроходцев здесь принадлежит братьям Лихудам, однако они не оставили непосредственных продолжателей в этом деле, тогда как Феофилакт (Лопатинский) оставил своих прямых учеников, которые впоследствии приобрели известность.
Современники, русские и иностранцы, отзывались с величайшим почтением о преосвященном Феофилакте. Это был премудрейший в школах, преострейший – богослов, в епархии – предобрейший пастырь, в Синоде – правдивейший судия. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) называл Феофилакта незабвенным и знаменитым архипастырем, в полном смысле страдальцем за православную веру, бодрствовавшим на страже Православия.
Материал подготовлен с использованием информационных ресурсов:
https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-992-1892-gg-tom-3/123
Юбилейный сборник статей Московской духовной академии (Том 1, книга 1) 1685-1995. Статья иеродиакона Родиона (Ларионова) «История Славяно-греко-латинской академии в XVIII веке».